Главные новости » Наука и технологии » Nature: Становление патриархата понизило генетическое разнообразие мужчин

Nature: Становление патриархата понизило генетическое разнообразие мужчин

Палеогенетикам и антропологам Парижского университета Сите удалось на основе научных расчетов доказать, что заметное снижение генетического разнообразия у мужчин, случившееся 3-5 тысяч лет назад, коррелировалось не с интенсификацией войн, а с установлением патриархата.

Как сообщает Nature Communication, результаты расчетов показали, что социально-экономические факторы оказывали на генетическое разнообразие мужчин значительно большее влияние, нежели войны и иные массовые проявления насилия в эру халколита. Уровень генетического разнообразия у женщин в тот период был примерно в 17 раз выше аналогичного параметра для мужчин.

Группой французских исследователей была изучена причина резкого снижения мужского генетического разнообразия примерно 3-5 тысяч лет назад. Раньше историки считали главной причиной резкое учащение в эпоху халколита войн, в ходе которых гибло до 20-30% от каждого поколения людей.

Но есть и версия, что это «генетическое бутылочное горлышко» могло возникнуть в результате радикальной трансформации человеческого общества и перехода к патриархату. Известно, что в племенах африканских скотоводов и земледельцев у мужчин генетическое разнообразие ниже, чем у женщин и без участия в войнах, но это не характерно для охотников-собирателей.

Ученые провели расчеты, показавшие, что на генетическое разнообразие мужчин сильнее влияли не войны, а два социальных фактора: скорость «отщепления» новых кланов от уже существующих крупных семей, а также разница в социальном и репродуктивном статусе меж разными родственными группами мужчин. Насилие в процессе войн лишь ускоряло этот процесс.