Создать аккаунт
Главные новости » Наука и технологии » Nature: установлено, почему европейцы ледникового периода носили украшения

Nature: установлено, почему европейцы ледникового периода носили украшения

2



Фото из открытых источников
Украшения могут посылать самые разные сообщения. Для охотников ледникового периода в Европе около 30 000 лет назад такие стили украшений, как подвески из янтаря, браслеты из слоновой кости и бусы из лисьих зубов, возможно, также сигнализировали о принадлежности к определенной культуре. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Human Behavior. Исследование, в котором сравнивались тысячи бус и украшений ручной работы из десятков распространенных мест, предполагает, что в то время в Европе существовало как минимум девять различных культур.
 
На протяжении веков археологи пытались различать древние народы по сходству их артефактов. Однако в последние годы сортировка популяций по древним генетическим группам порой затмевала археологию. «Здесь археология наносит ответный удар. Это показывает, что мы можем создавать новые повествования, которые также используют очень строгий, количественный подход к изучению материальных традиций», - отмечают эксперты.
 
Самые ранние известные декоративные бусы — морские ракушки, пробитые для нанизывания — происходят из ранних стоянок Homo sapiens, датируемых 150 000–70 000 лет назад в Африке и на восточном побережье Средиземного моря. В отличие от ножей или шил, украшения не несут очевидных функций выживания. Вместо этого антропологи считают, что они, скорее всего, сообщали о своих чертах и достижениях, таких как достижение совершеннолетия, завершение охоты или семейные линии. Это своего рода общий язык или общий диалог с другими людьми в этой группе. Многие ученые считают, что изобретение бус указывает на то, что наши предки также развили способность к символизму и языку.
 
Между 34 000 и 24 000 лет назад собиратели в Европе изготавливали бусы из самых разных материалов, включая слоновую кость, кость, зубы человека и животных, а также блестящие камни. Эти общины также расписывали пещеры и создавали так называемые фигурки Венеры, напоминающие сладострастных женщин, при этом справляясь с ледниками и холодными температурами последнего ледникового периода. Несмотря на «ужасающие» условия, их художественное выражение позволяет предположить, что эти люди не просто выживали — они процветали.
 
Из-за широкого распространения фигурок и наконечников копий одинаковой формы археологи традиционно объединяли всех этих людей в единую культуру, известную как Граветтская культура, распространившаяся от территории нынешней Португалии до России. Однако совсем недавно анализ тонких различий в изготовлении каменных орудий, погребальных практиках и древней ДНК показал, что в это время по континенту бродила не одна группа. Могут ли разнообразные бусы, найденные в этот период, принадлежать разным культурам?
 
В рамках своей диссертации археолог Джек Бейкер из Университета Бордо. Бейкер стремился это выяснить. В 2020 году он начал прочесывать литературу в поисках каждого орнамента, о котором сообщалось в 112 граветтских захоронениях и жилищах, раскопанных в период с середины 1800-х по 2010-е годы. Он классифицировал тысячи бусин на 134 типа в зависимости от их сырья и других элементов дизайна.
 
Затем он сравнил типы бус в разных местах и обнаружил, что места со схожим оснащением сгруппированы географически. Возникло девять различных групп. Жители самых восточных поселений, таких как Костенки вдоль реки Дон в России, похоже, предпочитали украшения из камня и клыков благородного оленя, тогда как жители северо-западной Европы носили трубчатые раковины моллюсков Dentalium.
 
Граветтский период не был «одним монолитным объектом», говорит Бейкер, а включал в себя несколько культурно различных групп, каждая из которых придерживалась своих собственных декоративных традиций. Его команда считает, что пути этих групп пересеклись: компьютерное моделирование команды предполагает, что закономерности различий в бусах больше всего напоминают сценарий, в котором соседние группы время от времени меняли стили или территории. Возможно, люди в одежде из слоновой кости смотрели через реку и замечали группу, украшенную яркими ракушками: «Они бы такие: «О Боже мой! Кто-то совершенно другой!» — воображает Бейкер. Несмотря на эти различия, похоже, произошел некоторый культурный и генетический обмен.
 
ДНК человеческих останков, раскопанных на стоянках Граветта, определила две основные генетические линии в Европе того времени: одна располагалась вокруг Пиренейских гор, а другая - в Центральной и Восточной Европе. Группы на основе бусинок в основном соответствовали этим популяциям, но добавили больше подразделений и несколько особенностей, включая данные для мест, где еще не обнаружена древняя ДНК, таких как Молдова и южная Испания.
 
Для групп, по которым доступны генетические данные, близкое родство не обязательно означало, что они носили одинаковые украшения. Например, древние группы, живущие в современной Италии, имели общее происхождение, но некоторые хоронили своих мертвецов с раковинами каури, а другие клали в могилы рыбьи позвонки и бусы из слоновой кости. Напротив, на территории нынешней Франции и Бельгии люди разного происхождения носили схожие украшения. Эти результаты подразумевают несколько проницаемые, смещающиеся культурные границы и, возможно, некоторые различия в украшениях для людей с особыми социальными ролями.
 
Имеет смысл, что у некоторых народов с общим происхождением может развиться разная культурная идентичность, отражающаяся в их моде и другом поведении, и наоборот, что отдельные генетические группы могут смешиваться в культурном отношении. «Ожидается, что гены не всегда соответствуют культуре, которую вы несете», - отмечают эксперты.


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт echonedeli.ru вы принимаете политику конфидициальности.
ОК