Создать аккаунт
Главные новости » Эксклюзив » Великобритания: «Воровка молока» не прочь повоевать
Эксклюзив

Великобритания: «Воровка молока» не прочь повоевать

219


Правь, Британия! Пафос, больше пафоса! Мало пафоса на бывает!

На пике могущества Империи Королевский флот держал «Двухдержавный стандарт», который был принят британским парламентом 31 мая 1889 года и официально назывался «Акт о морской обороне» (Naval Defence Act). Смысл данного постановления: Королевский флот должен равняться по мощи флотам двух следующих за ним морских держав (изначально это были Франция и Россия). Требование было тогда зафиксировано, но выдвигалось сильно ранее: ещё в 1782 году. И ведь соответствовал! На выполнение программы военного кораблестроения в 1889 году было выделено 21,5 миллиона фунтов стерлингов и 5 лет. Более того, с учётом того, что Королевский флот был постоянно разбросан по всему миру, для обеспечения надёжной обороны островов от противника планировалось, что число эскадренных броненосцев должно относиться к объединённым флотам Франции и России как 5:3, а крейсеров — 2:1.

King has a lot...
Правда, вскоре на арену стал выбираться из-под плинтуса Германский флот (в парламенте его впервые упомянули в 1900 году), а потом и американский с японским начали расти как на дрожжах... В 1904 году через парламент протаскивали уже бюджет в 37 миллионов фунтов стерлингов, превосходивший бюджет 1890 года на 22 миллиона, а бюджет 1900 года на 11 миллионов. После поражения в Русско-японской войне флот России со счетов списали, но стремительно набирал мощь Кайзерлихмарине.


Крейсер? Не считается!
В общем, «двухдержавный стандарт» оказался не по плечу Великобритании уже к началу Первой мировой войны. «Дредноутную гонку» Соединённое королевство выиграло, но при подсчёте «кэпитал шип» в иностранных флотах начались «игры разума»: американский флот не считался, поскольку США слишком далеко, крейсера в стандарт перестали включать (эсминцы не включали с самого начала), а считали только линейные корабли, потом перестали считать французский флот — поскольку союзники по Антанте, а стали считать только Германию и Австро-Венгрию. В конце концов, Первый Лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль 28 марта 1912 года закрепил строительство линейного флота на 60 процентов сильнее германского.


Подписание Вашингтонского морского соглашения
После Первой мировой войны даже привыкшим превосходить всех окружающих в морской силе англичанам стало ясно, что дальнейшее поддержание двухдержавного стандарта разорит Империю. Тем более что американский флот в сражениях не участвовал и потерь не понёс, в отличие от Королевского. Тогда было решено пустить в ход вторую сильную сторону Великобритании — дипломатию. В 1922 году было подписано Вашингтонское морское соглашение, которое формально уровняло флоты Великобритании и США, но в реальности...

Да, было время!
В реальности хитрые лайми получили преимущество! Во-первых, боевой опыт, опыт в кораблестроении и уровень подготовки экипажей на тот момент у Великобритании был на голову выше! Американцы в Первую мировую войну вступили «под ёлочку» и толком ничему научиться не успели, а Королевский флот отвоевал «от звонка до звонка», так что один британский линкор по факту был существенно сильнее, чем один американский. Во-вторых, англичане выторговали право на постройку пары линкоров после заключения договора, и в эту пару линкоров вложили весь опыт, полученный за годы войны. А в-третьих... Корабли военной постройки у англичан были значительно совершеннее американских (американские кораблестроители к концу войны только раскочегарились, и лучшие корабли были только заложены на стапелях — их-то англичане и пустили на переплавку по Вашингтонскому договору). Плюс — практически двойное преимущество в крейсерах и эсминцах (которые не учитывались).
Великобритания: «Воровка молока» не прочь повоевать

Авианосец «Лексингтон», должен был стать линейным крейсером...
В общем, дипломаты сделали невозможное: ещё на четверть века закрепили право Британии править волнами. Если бы американцы достроили всё, что у них стояло на стапелях... А стояли у них 13 сверхдредноутов с 406-мм орудиями и шесть линейных крейсеров типа «Лексингтон». Достроить из всего этого американцы смогли только два линкора, а недостроенные линейные крейсера «Лексингтон» и «Саратога» переделали в авианосцы. Это был первый звоночек, которого тогда в Великобритании (и не только в ней) не поняли. По авианосцам между США и Англией также устанавливалось равенство, но американские корабли этого класса оказались куда удачнее британских аналогов. Если британские авианосцы несли в среднем три десятка самолётов (единственный в Королевском флоте «эскадренный авианосец» «Арк Ройял» нес на борту 60 машин), то «заокеанские кузены» соорудили корабли с 63-96 самолётами на борту! В сумме английские авианосцы могли принять на борт 233 самолёта, а американские — 496...


«Кинг Джордж V»
Вторую мировую войну британские судостроители проиграли вчистую: построив 5 линкоров типа «Кинг Джордж V» — самых слабых среди всех «одноклассников», и «Вэнгард», с башнями главного калибра, изготовленными в 1916 году и ржавевшими всё это время где-то на складах. Впрочем, он вошёл в строй уже после войны. Американцы за это время ввели в строй дюжину линкоров (две «Аляски» формально считались линейными крейсерами, но по факту...), превосходивших британские на голову! Могли построить больше, но зачем? Основной ударной силой американского флота во Второй мировой войне стали авианосцы, и здесь янки сделали лайми как стоячих: с 1942 по 1944 год в строй вступило 23 авианосца типа «Эссекс», ещё один вошёл в строй уже после войны, а два не стали достраивать — вместо них построили три авианосца типа «Мидуэй», несущих по 137 самолётов... А ведь были ещё эскортные авианосцы типа «Касабланка», коих наклепали полсотни за один год!

«Коллосус» — дешево, но сердито...
Англичане смогли ответить только шестью авианосцами тапа «Илластриес»: три первых несли по 33 самолёта, следующий — 45, два последних — до 60. Ещё пара заложенных во время войны авианосцев типа «Игл» была достроена уже в 50-е годы. Попытки построить хоть что-то подобное «Мидуэю» окончились провалом. Правда, уже в конце войны в строй вошли десять лёгких авианосцев типа «Коллосус», а после войны — не сильно отличающиеся от них корабли типа «Маджестик». Четыре корабля типа «Центавр» были спроектированы в ходе войны, но строились уже после неё. Все английские авианосцы имели низкую скорость, скромные размеры, но были дешёвыми, так что их удалось удачно реализовать, продав разного рода развивающимся странам (да, в том числе Аргентине!).


«Свордфиш», В Первую мировую смотрелся бы отлично!
Сравнение цифр англичан не радовало: во время войны и сразу после неё американцы ввели в строй 28 тяжёлых, 11 лёгких и 124 эскортных авианосцев. Королевский флот получил 8 тяжёлых, 19 лёгких и 6 эскортных авианосцев. Печалька? Ещё нет, печалька — состояние палубной авиации: главным палубным торпедоносцем английских авианосцев стал древний биплан «Свордфиш», с открытой кабиной. Биплан «Альбакор» получился настолько неудачным, что был снят с вооружения уже в ходе войны. Пикирующий бомбардировщик «Скьюа» сильно уступал как американским, так и японским аналогам. В общем, авиагруппы британских авианосцев под конец войны комплектовали американскими самолётами. Иногда американцы поставляли их вместе с лётчиками.


«Португалия! С вещами на выход!»
На этом печальном фоне развал Британской колониальной империи не смотрится столь уж странно: без господства на море держать колонии становится весьма сложно. Первыми, насколько правильно поступили англичане, отпустив с Богом свои заморские владения, почувствовали на себе португальцы. Они не сподобились вернуть Индии Гоа, и... индийцы попросили Португалию вернуть Гоа в 1950 году — сразу после получения независимости. Португальцы начали умничать, доказывая, что овладели территорией ещё тогда, когда никакой такой Республики Индия не существовало.
Индийцы, народ терпеливый, уговаривали оппонентов отдать Гоа по-хорошему 11 лет. После чего 17 декабря 1961 года нанесли удар: 50-я парашютная бригада – с севера, 63-я пехотная бригада — с востока, с юга – отвлекающий удар силами одной роты. К вечеру 19 декабря португальский генерал-губернатор Мануэль Антонио Вассало и Сильва капитулировал.
В ООН США и ряд стран Запада осудили агрессию Индии в Гоа, но СССР наложил вето на резолюцию, объявив действия Джавахарлала Неру дорогой к свободе. Индийцы потеряли в этом конфликте 22 человека убитыми и 54 ранеными, португальцы — 30 убитыми, 57 ранеными и 3668 пленными. Индийская сторона во время обсуждения конфликта напирала на Декларацию ООН о деколонизации (резолюция 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи), где написано, что народы имеют право на самоопределение, и что колониализм — это плохо.

В Великобритании на Фолклендские острова смотрели, держа в уме прецедент Гоа. В принципе, британцы понимали, что с точки зрения Аргентины отжали Фолкленды по беспределу: майор Эстебан Местивье поднял над островами флаг Аргентины 10 октября 1832 года (а ещё раньше, в 1820 году, это сделал американский капер Дэвид Джуэтт, по поручению правительства Соединённых провинций Рио-де-ла-Платы, будущей Аргентины), а англичане — 3 марта 1833 года. К тому же острова уже потеряли своё стратегическое значение, а овцеводство не оправдывало затрат на содержание там администрации — территория была дотационная.
Правда, шельф островов перспективно смотрелся на вопрос нефти, но... Во-первых, её ещё надо было найти, а во-вторых — добыча в такой глуши выглядела крайне сомнительно с точки зрения рентабельности. Между тем торговля с Латинской Америкой в целом и Аргентиной в частности была вполне реальной и высокодоходной статьёй бюджета Соединённого Королевства. А в-третьих, английский нефтегазовый гигант Shell имел планы не на фолклендский шельф, а на нефтегазовую добычу по всей Аргентине, включая как её материковую территорию, так и морской шельф, который сильно больше фолклендского. И все эти планы зависели от отношений Соединённого Королевства с Латинской Америкой.

В общем, МИД Великобритании изо всех сил хотел передать Фолклендские острова Аргентине! Была только одна проблема — сами фолклендцы. Дело в том, что в отличие от прочих колоний, где было местное население, желающее стать независимым, на Фолклендах жили англичане. Никого другого там не было, всё местное население считало себя британскими подданными и не желало становиться аргентинцами. Они не хотели этого при мягком режиме Перона, и уж тем более не хотели идти под разного рода военные хунты, которые самих аргентинцев с самолётов в море выбрасывали.


Лорд Эдвард Шеклтон
История убалтывания фолклендцев уйти под Аргентину достойна пера Ильфа с Петровым! Уговаривать местных жителей в 1976 году даже приехал лорд Эдвард Шеклтон, сын знаменитого полярного исследователя (а до него туда британские дипломаты с менее громкими фамилиями летали регулярно, с той же целью). В 1980 году сюда прибывает министр иностранных дел Великобритании Ниаколас Ридли. Фолклендцам в красках расписывали прелести аргентинского гражданства, строительство школ и больниц за государственный счёт (ещё при Пероне), возможности молодёжи летать расслабляться на материк в ночных клубах Буэнос-Айреса...

Без толку! Становиться аргентинцами жители фолклендских островов не желали категорически. Британцы договаривались с аргентинцами о сохранении на островах британских законов и местного самоуправления, запрет призывать жителей островов на службу в армию и оставление, в качестве административного, английского языка. Аргентинцы соглашались на все условия. Не соглашались фолклендцы. Великобритания разрешила Аргентине построить на островах взлётно-посадочную полосу — всё равно отдавать! Все поставки топлива на острова вела YPF — аргентинская государственная нефтегазовая компания. В конце концов, британский МИД решил отдать вопрос на референдум, согласно той самой резолюции 1514 (XV) Совета Безопасности ООН, исход которого аргентинской стороне был понятен. Аргентину такой вариант не устраивал, а значит... Аргентинское руководство также следило за событиями в Гоа, а раз так — почему бы не попытаться провернуть подобный фокус на Мальвиносах? В конце концов, от Аргентины это близко, от Великобритании — далеко, а в ООН вопрос всегда можно заболтать под предлогом деколонизации.

В сентябре 1981 года в Нью-Йорке лорд Каррингтон встретился с министром иностранных дел Аргентины Оскаром Камильоном. Аргентинец согласился с тем, что мнение островитян следует учитывать, но категорически не согласился с тем, что оно должно быть решающим. В июле аргентинцы выдвигают предложение по созданию «Постоянной комиссии ведения переговоров» для достижения в течение одного года соглашения о передаче Буэнос-Айресу прав на Фолклендские острова. Предложение сильно смахивало на ультиматум, хотя формально в качестве такового оформлено не было. 3 февраля 1982 года новое правительство Аргентины резко прерывает переговоры. В МИДе Великобритании сидели не дураки, и о том, что Галтьери решил захватить спорные острова силой, догадывались.


Дырку от бублика тебе, а не Фолкленды!
В самой Великобритании на этот момент к власти пришло правительство консерваторов во главе с Маргарет Тэтчер. Проблем перед будущей «железной леди» стояло море: инфляция, постоянные забастовки, конфликт с профсоюзами. Решать их новое правительство попыталось неолибиральными методами: уменьшая роль государства в экономике, монетизацией всего что только можно, снижением налогов (точнее, переходом от прогрессивной налоговой шкалы к косвенному налогообложению), приватизацией крупных предприятий. Но, самое главное — сокращением социальных программ, снижением затрат на образование и здравоохранение, «стрижкой» органов местного самоуправления. Ещё на посту министра образования Тэтчер прозвали «милк снэтчер» — воровкой молока, за отмену выдачи школьникам бесплатного молока. Теперь размах сокращений стал соответствовать посту «милк снэтчера». Результатом всего вышеуказанного стал рост безработицы и, соответственно, падение популярности правительства.

Как можно было поднять падающую популярность? Жёсткой внешней и внутренней политикой. Тэтчер начала жёстко бороться с террористами из ИРА, часть из которых погибли в тюрьме, начав голодовку, не произведшую впечатления на премьер-министра. Была поставлена на паузу деколонизация: Тэтчер стала укреплять позиции Великобритании в странах Содружества Наций. В том числе была ужесточена и позиция по Фолклендам: «Мэгги» начала концентрировать внимание на стратегической важности островов (на тот момент уже весьма спорной) и отказываться от признания аргентинского суверенитета над ними, в отношении которого уже, вроде бы, было достигнуто взаимопонимание с аргентинцами.

Что же мог противопоставить ВМС Аргентины Королевский флот? Да-да, именно флот, потому что ведение войны за 8 тысяч миль от Метрополии никакому другому роду войск доверить было нельзя.

«Красная слива»...
Начать стоит с не самого известного корабля, но куда деваться? Первым действовать против Аргентины на Фолклендах начал патрульный ледокол «Эндюранс». Корабль был построен немецкой компанией «Крюгер-верфт» для датской пароходной компании «Лауритцен Лайнс» в 1956 году. Королевский флот купил судно у датчан в 1967 году, модернизировал и назвал в честь парусника, на котором полярный исследователь Эрнст Шеклтон отправился в Антарктиду в 1914 году. Корабль имел необычный для военных кораблей (но обычный для полярных судов) красный корпус, из-за чего получил от флотских острословов прозвище «Красная слива». Вооружён «Эндюранс» был парой 20-мм «Эрликонов», но главным его оружием (и весьма эффективным!) была система радиоперехвата, укомплектованная штатом испаноязычных лингвистов.


«Гермес» и фрегат «Бродсворд»
Дальше стоит упомянуть пару авианосцев: «Гермес» и «Инвинсибл». «Гермес» был лёгким авианосцем класса «Центавр», заложили корабль в 1944 году, но в 1945-м, по понятным причинам, строительство приостановили. Правда, в 1953 году его спустили на воду, но только для того, чтобы освободить стапель. Решение о достройке было принято только в 1957 году, и 18 ноября 1959 года над кораблём взвился «Юнион Джек». К 1982 году его авиакрыло состояло из 12 штурмовиков с вертикальным взлётом и посадкой «Си Харриер» и 18 вертолётов «Си Кинг» (после начала конфликта авиакрыло выросло до 16 «Си Харриер», 10 «Сиддли Харриер» и 10 «Си Кинг», в разгар конфликта с авианосца действовало 15 «Си Харриеров» FRS-1, 10 «Харриеров» GR.3, 5 «Си Кинг» HAS.5 и 5 «Си Кинг» HC.4.). Перед самой войной корабль, как ископаемую древность, собирались списать, но вовремя начался конфликт...


«Инвинсибл» возвращается с победой
«Инвинсибл» был значительно моложе: спущен на воду в 1977 году. В носу полётной палубы был установлен трамплин, что позволяло «Си Харриерам» взлетать с укороченным разбегом, экономя топливо. В ходе войны на нём базировалось 8 штурмовиков «Си Харриер» и 12 вертолётов «Си Кинг». Кроме того, на борту авианосца размещалось 10 атомных глубинных бомб, но перед подходом к островам ядерное оружие с корабля сняли. Пред самой войной «Инвинсибл» собирались продать Австралии, где для него уже даже имя придумали: «Австралия» (у антиподов фантазия — не самая сильная черта национального характера).


Эсминец «Бристоль»
Эсминцы были представлены единственным представителем типа 82 — «Бристолем», и десятью кораблями типа 42 — «Шеффилд», «Ковентри», «Бирмингем», «Ньюкасл», «Глазго», «Эксетер», «Саутгемптон», «Ливерпуль», «Кардифф» и «Манчестер». Плюс — три «Графства»: «Антрим», «Гланморган» и «Файф». Тип 82 должны были стать кораблями сопровождения авианосцев типа CVA-1, но строительство авианосцев отменили, так что построить смогли только один «Бристоль». Корабль был экспериментальным: на нём отрабатывали оружие, которое потом встанет на эсминцы типа 42 и авианосцы типа «Инвинсибл» — зенитные ракеты «Си Дарт», противолодочные ракето-торпеды «Икара» (не в честь героя греческих мифов, а в честь слова австралийских аборигенов, обозначающего «бросок палки»), 4,5-дюймовую пушку Мk 8 и прочие перспективные нововведения, зато не предусмотрели базирования вертолёта (он же должен был авианосцы сопровождать, зачем ему?). В принципе, единственный в своём роде корабль, да ещё и созданный под конкретную задачу, которая резко стала неактуальной, был для Королевского флота жутким геморроем в плане обслуживания и считался бесполезной игрушкой.

Эсминец «Антрим»
«Графства» на момент возникновения кризиса уже были малость ископаемыми: они стали первыми ракетными эсминцами Великобритании и предназначались для ПВО авианосной ударной группировки в условиях ядерной войны — на них стояли первые зенитные управляемые ракеты «Сислаг» компании «Армстронг Уитворт». Комплекс к началу 80-х годов прошлого века был уже устаревшим — ракеты наводились вручную по лучу радара и были достаточно неточны, поэтому, несмотря на то, что самые молодые из 8 «Графств» были введены в строй в 1970 году, их ракеты чаще использовались в качестве мишеней для стрельб новых комплексов «Си Дарт». В 1982 году «Файф» использовали как штабной корабль, для чего ракетная установка была убрана, так что можно ли считать его эсминцем — вопрос открытый. В любом случае, корабли этого поколения были значительно прочнее, чем более новые эсминцы типа 42 — забегая вперёд, можно отметить, что «Гланморган» выдержал попадание «Экзосета», не отправившись при этом ко дну...


Эсминец «Ливерпуль» тип 42
Наконец, самые новые в Королевском флоте эсминцы типа 42... Частично этих кораблей я уже касался, в рассказе о их аргентинских аналогах «Геркулес» и «Сантисима Тринидад». По большому счёту это были упрощённые и удешевлённые корабли типа 82. В отличие от аргентинских «одноклассников», ударных ракет они не имели, а главным их оружием были ЗРК «Си Дарт», при помощи которых они должны были вести ПВО авианосной ударной группировки, зато, в отличие от «Бристоля», на них были вертолётная площадка и ангар для вертолёта. Корабли были построены крупной серией — 14 корпусов, но удешевление конструкции вышло боком — живучесть к боевым повреждениям у них была... мягко выражаясь, достаточно низкой. Первый из кораблей серии, «Шеффилд», вступил в строй в 1975 году, последние в 1985 году, так что на части эсминцев, принявших участие в боевых действиях, что называется, муха не сидела — 1981-1982 годы выпуска!


Фрегат «Энтилоуп»
Самым многочисленным классом кораблей, принявших участие в операции на Фолклендах, стали фрегаты. Тип 22 — «Бродсворд», «Бэттлэкс», «Бриллиант», «Брайзен», «Боксер» и «Бибер». Тип 21 — «Эмазон», «Энтилоуп», «Эрроу», «Эктив», «Эмбаскэйд», «Эрдент», «Эвенджер» и «Элэкрайти». Тип 12I (класс «Леандр») делился на три партии, в зависимости от основного оружия.
Партия 1 — «Аврора», «Эвриал», «Галатея», «Аретуза», «Наяда», «Дидона», «Леандр», «Аякс» были вооружены установкой противолодочных ракет «Икара».
Партия 2 — «Клеопатра», «Сириус», «Фиби», «Минерва», «Даная», «Юнона», «Аргонавт» и «Пенелопа» несли установки ПКР «Экзосет».
Партия 3 делилась на 5 кораблей, вооружённых ПКР «Сивулф» — «Андромеда», «Сцилла», «Харибда», «Юпитер» и «Гермиона», и 4 корабля, оставленных с «Экзосетами» — «Апполон», «Ариадна», «Диомед» и «Ахиллес». Последние 4 корабля не были переоборудованы на новый комплекс по двум причинам: во-первых — дорого, во-вторых — были нужны корабли, способные оказать артиллерийскую поддержку десанту («Сивулф» ставили вместо 4,5-дюймовой пушки).
Но это ещё не всё! Потому что в составе оперативного соединения участие в конфликте приняли фрегаты типа 12М — предшественники кораблей типа 12I: «Ярмут», «Лоустофт», «Брайтон», «Лондондерри», «Фалмут», «Бервик», «Плимут» и «Рил». Ну и их предшественники, типа 12 — «Торки» и «Истборн». Всё? Нет! Были ещё три корабля типа 81 — «Гуркха», «Тартар» и «Зулу». Итого: 53 боевые единицы!


Фрегат «Истборн» тип 12
Характеризовать их лучше с самых старых — типа 12. Это были спроектированные в начале 50-х годов эскортные корабли, в которых максимально учитывался опыт Атлантических конвоев Второй мировой войны. Сами корабли устарели достаточно быстро, но они стали прекрасной базой для создания модернизированных (тип 12М) и улучшенных (тип 12I) фрегатов. Эти корабли имели прекрасную мореходность, которую обеспечивал корпус изящной архитектуры, отбрасывавший на волнении брызги в стороны от ходового мостика и артиллерийской установки. Котло-турбинная силовая установка мощностью 30 тысяч лошадиных сил обеспечивала скорость в 30 узлов.
Главным вооружением были противолодочные бомбомёты с углом обстрела 360 градусов. На полубаке размещалась 4,5-дюймовая спаренная артиллерийская установка Mark 6 с РЛС наведения и системой управления огнём. Изначально устанавливались 12 торпедных аппаратов с противолодочными самонаводящимися торпедами, но впоследствии они были сняты и в дальнейшем не устанавливались. ПВО обеспечивала 1х40-мм зенитка «Бофорс» (сначала установили сложную спаренную установку с радиолокационной системой наведения, но впоследствии от неё отказались).


Фрегат «Ярмут» тип 12М
На модифицированных фрегатах (тип 12М) на более чем удачный корпус установили ЗРК «Си Кэт», обновили гидроакустику, электронику, систему управления артиллерийским огнём, ПВО усилили парой 20-мм «эрликонов», но главное — установили небольшой ангар и вертолётную площадку для вертолёта MATCH, способного нести противолодочные торпеды. Тип 12I (улучшенный) отличался немного изменившейся формой надстроек, иллюминаторы были ликвидированы как класс на случай ядерной войны (система кондиционирования также была подогнана под этот случай), корабельным вертолётом стал «Вестланд Уосп». ПВО усилили ЗРК «Си Кэт», главным же изменением стало применение на первой партии кораблей противолодочных ракето-торпед «Икара», а на всех остальных — 4 контейнеров ПКР «Экзосет». Скорость кораблей снизилась до 27 узлов, но это было запланированное ухудшение характеристик: на большей скорости не могли работать новые, более совершенные ГАС.


Фрегат «Гуркха» тип 81
Фрегаты типа 81 (класса «Трибал») стали промежуточным вариантом между типами 12М и 12I. Главным их отличием стала газотурбинная силовая установка, сильно сократившая время выхода в море. Корабли были предназначены для действий в тропиках и снабжены хорошими кондиционерами, но их скорость в 24 узла считалась недостаточной для сопровождения авианосцев. Впрочем, их не для этого создавали — главной задачей этих кораблей была противолодочная оборона. Спроектированные в 50-е годы, к 1982 году корабли уже выводились из состава Королевского флота, но к началу конфликта три штуки были срочно восстановлены и включены в состав оперативного соединения. Вооружением они от типа 12I не отличались.


Десантный транспорт-док «Феарлесс». Доводилось бывать на нём в Севастополе, году в 1990-м...
Высадка морской пехоты — дело десантных кораблей. В составе оперативной группы Королевского флота таковых было два: однотипные десантные корабли-доки «Феарлесс» и «Интрепид». Это были не новые, но вполне боеспособные корабли водоизмещением 12 200 тонн, спущенные на воду в 1965 и 1967 годах. Они могли перевозить 400 морских пехотинцев (700 человек — в перегруз) и высаживать их при помощи 4 десантных катеров LCU, способных перевозить технику, и 4 десантных катеров LCVP, предназначенных для перевозки личного состава. Внутренний док, при высадке заполняемый водой, позволял посадку на катера, не покидая корабля. Вооружены корабли были ЗРК «Си Кэт» и двумя 20-мм зенитными пушками. На верхней палубе имелись посадочные площадки для 5 вертолётов «Си Кинг». Помимо вооружения на кораблях была современная спутниковая связь, благодаря которой «Феарлесс» стал штабом десанта.


Судно вспомогательного флота «Сэр Ланселот»
Помимо десантных кораблей в составе Королевского флота были пара десантных транспортов («Арденны» и «Аракан»), целая россыпь десантно-высадочных катеров разных типов и суда вспомогательного флота — «рыцари круглого стола»: «Сэр Бедивер», «Сэр Галахад», «Сэр Герайнт», «Сэр Ланселот», «Сэр Парсиваль» и «Сэр Тристрам».


Тральщик типа «Тон»
Противоминную оборону обеспечивали 13 тральщиков класса «Хант»: эти корабли впервые получили корпус из стеклопластика. Их предшественники, тральщики класса «Тон», были разработаны на опыте Второй мировой войны и также ещё находились на вооружении Королевского флота, хотя для перехода на Фолкленды эти корабли были признаны негодными, их экипажи посадили на мобилизованные для этого рыболовецкие траулеры «Саффолк Харвестер» и «Саффолк Монарх», ставшие тральщиками «Вентурер» и «Сент-Дэвид». Впрочем, самыми многочисленными тральщиками Королевского флота были корабли класса «Хэм», их с 1954 по 1959 год было построено 93 корпуса.


Патрульный корабль «Дамбартон-Кастл»: селёдку верните!
Также стоит упомянуть патрульные корабли. Корабли класса «Кастл» — «Лидс-Кастл» и «Дамбартон-Кастл» — были построены для охраны нефтегазовых месторождений в Северном море и войн за селёдку с Исландией. Для тех же целей были построены «Острова», которые иногда даже называли «крейсерами рыбоохраны»: «Энглси», «Олдерни», «Джерси», «Гернси», «Шетланд», «Оркни» и «Линдисфарн».


Если АПЛ, то «Конкверрор», кто ж ещё?
Впрочем, настоящим козырем в рукаве у «воровки молока» стали атомные подлодки. Их Королевский флот имел в строю 15 единиц. Правда, четыре АПЛ с баллистическими ракетами можно было во внимание не принимать: использовать ядерное оружие из-за Фолклендских островов не стала бы даже Тэтчер. Ещё пять подлодок класса «Трафальгар» на тот момент находилось в постройке. Но и того, что осталось, было более чем достаточно: 6 АПЛ класса «Свифтшур» — «Свифтшур», «Соверен», «Суперб», «Скептр», «Спартан» и «Сплендид». Самой старой из них не исполнилось и 9 лет, а самая новая была введена в строй в 1981 году. Несколько старше были две АПЛ класса «Вэлиант» — «Вэлиант» и «Уорспайт», вошедшие в строй в 1966-1967 годах. Наконец — три АПЛ класса «Черчилль»: «Черчилль», «Конкверрор» и «Корейджес» — помоложе «Вэлиантов», но постарше «Свифтшуров», 1970-1971 годов.


Подлодка класса «Оберон»
Помимо атомных подлодок были в составе Королевского флота и дизель-электрические подлодки — класса «Оберон». Всего их с 1957 по 1978 год было построено 27 корпусов, но к 1982 году в строю оставалось только 13. В конфликте на Фолклендах поучаствовала лишь одна — «Оникс» (впрочем, не слишком удачно). Оставалась в составе флота и ещё одна дизельная подлодка — «Финвал», класса «Порпес», он она к этому времени уже использовалась в качестве учебной.

В отличие от Королевского флота, Британская армия в Соединённом королевстве никогда не была в приоритете, что отражено даже в названиях: армия — Британская, а флот — Королевский. Полностью останавливаться на её составе нет смысла: какой бы маленькой она ни была, до Фолклендов могла добраться только её небольшая часть — силы быстрого реагирования. В целом в операции было задействовано не более дивизии.


«Воровка молока» и коммандос
3-я бригада коммандос была сформирована 1 сентября 1943 года. Она воевала с японцами, потом участвовала в Суэцком кризисе, в 1971 году бригада вернулась с Дальнего Востока и из района Персидского залива в Великобританию, где обосновалась в Стоунхаусских казармах. Бригада, по планам НАТО, готовилась действовать в Норвегии против СССР, так что была хорошо подготовлена к работе при низких температурах. Да и в принципе, была хорошо подготовлена — коммандос, одним словом.


Её Величества гуркхи...
5-я пехотная бригада, несмотря на не самое громкое имя, также была из числа частей быстрого реагирования. В её состав обычно входили два батальона парашютного полка и батальон гуркхов, но к 1982 году парашютистов направили на усиление 3-й бригады коммандос, а пехотную бригаду доукомплектовали двумя батальонами Пешей гвардии — теми самыми парнями, которые стоят у Букингемского дворца в медвежьих шапках и делают вид, что только что из-под Ватерлоо. Гвардейцев выбрали потому, что они были под рукой — все остальные свободные части на тот момент воевали с ИРА в Северной Ирландии. Чтобы понять, насколько с войсками в Соединённом королевстве было туго, можно добавить, что 5-ю пехотную бригаду дополнительно усилили ещё и полком 63-й эскадрильи королевских ВВС. Это тоже гвардейская часть, на парадах изображающая коробку Королевских военно-воздушных сил (ну и ещё они эксплуатировали пусковые установки ЗРК «Рэпир»).


«Ланд ровер 101» — «буханка» по-британски
В состав обеих бригад входили батареи 105-мм орудий буксируемых буханками переднеприводными «Ландроверами-101». Также немаловажной частью бригад были группы передового наблюдения, предназначенные для корректировки огня корабельной артиллерии. Ну и разного рода тыловые части: медики, сапёры, материально-техническое обеспечение, РЭБ. Был даже оркестр сил специального назначения.


«Си Харриер» — герой Фолклендов
Основными самолётами королевских ВВС в конфликте стали «Си Харриеры» — дозвуковые самолёты с вертикальным/укороченным взлётом и посадкой. Собственно говоря, именно конфликт вокруг Фолклендских островов стал их звёздным часом. Появление этих самолётов на вооружении Королевского флота достаточно интересно. Когда проект нормального авианосца был положен под сукно, английские адмиралы аргументировали необходимость постановки на вооружение самолётов с вертикальным взлётом и посадкой тем, что они смогут защищать корабли от советских крылатых ракет. Как? Ну, советские противокорабельные ракеты в 60-е годы наводились с патрульного самолёта, вот их-то «Си Харриеры» и должны были сбивать. Поэтому сверхзвуковая скорость для них была не важна, а возможность взлетать с короткой палубы без катапульты — наоборот, важна: строительство авианосцев было отменено, но корабль с самолётами с вертикальным взлётом можно было обозвать «авианесущим крейсером» (знакомо, правда?) и протащить его постройку через парламент. В общем, в 1969 году самолёты поступили на вооружение. В 1975 году Королевский флот заказал 24 «Си Харриера» модели FRS.1 (что расшифровывалось как «истребитель, разведчик, ударный»). Потом заказ увеличили до 34 единиц.

«Авро Вулкан»
Впрочем, в конфликте успели поучаствовать не только «Си Харриеры». С острова Вознесения действовали английские бомбардировщики «Авро Вулкан». Они производились в 1956-1965 годах и к 1982 году были малость устаревшими, но для войны с Аргентиной годились. В состоянии постоянной боевой готовности на острове Вознесения находились и три истребителя F-4 «Фантом», задачей которых была защита базы. Правда, от кого они должны были её защищать — не ясно, до Вознесения «Супер Этандеры» явно не дотягивали. Ещё одним экзотическим самолётом, едва не принявшим участие в боевых действиях, стал бомбардировщик «Канберра». План был сложен и коварен! Помните, у Аргентины были проблемы с Чили? У Чили на вооружении стояла пара «Канберр», их планировали передать Королевским ВВС и использовать против аргентинцев. Самолёты даже успели добраться до Белиза, но операцию отменили. Помимо боевых самолётов в операции англичане использовали воздушные танкеры «Виктор» и VC10, патрульные самолёты «Нимрод», транспортные «Геркулес». Основными вертолётами стали «Си Кинг» и «Чинук».

В целом, на момент начала конфликта из-за Фолклендских-Мальвинских островов Королевский флот, хоть и потрёпанный десятилетиями урезанного финансирования, ещё не представлял из себя того жалкого зрелища, коим является сегодня. И уйти из «высшей лиги» красиво он сумел!
  • Георгий Томин

0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт echonedeli.ru вы принимаете политику конфидициальности.
ОК