X-Bat — проект тяжёлого БПЛА с реактивным двигателем, который может взлетать и садиться вертикально
Макет БПЛА X-Bat
Американская компания Shield AI в недавнем прошлом разработала и довела до производства несколько лёгких и средних беспилотных летательных аппаратов разного назначения. Теперь она решила попробовать свои силы в классе тяжёлой техники. Недавно компания анонсировала разработку перспективного многоцелевого БПЛА X-Bat. Он сможет взаимодействовать с боевыми самолётами или самостоятельно выполнять различные боевые задачи.
Большие планы
Компания Shield AI представила свой новый проект недавно, 21 октября. Она раскрыла сам факт работ над БПЛА под названием X-Bat, назвала цели этого проекта, основные его особенности и т.д. Также показали макет изделия и рекламный ролик с беспилотником в разной обстановке. Кроме того, один из руководителей компании дал большое интервью изданию The Warzone. В целом раскрыт значительный объём информации о новом проекте.
Сообщается, что работы по X-Bat стартовали в недавнем прошлом, и сейчас этот проект находится на стадии разработки. Она должна завершиться в обозримом будущем, но более точные сроки назвать пока не могут. Вероятно, компания ещё не в состоянии оценить такие аспекты проекта.
Целью работ является создание тяжёлого многоцелевого БПЛА самолётного типа. От него требуются высокие лётно-технические характеристики, а также способность работать самостоятельно или в группе. При помощи бортовой аппаратуры беспилотник должен будет вести наблюдение и разведку, обмениваться данными с другими системами и комплексами и т.д.
БПЛА также станет носителем различных вооружений. С точки зрения боевых возможностей он должен быть аналогом существующих самолётов тактической авиации. При помощи совместимого вооружения X-Bat сможет вести воздушный бой или наносить удары по наземным целям.
БПЛА и пусковая установка
Особое внимание уделяется вопросам эксплуатации и обеспечения применения. В связи с этим БПЛА предлагается строить по схеме «тейлситтер». Беспилотник такого вида должен будет стартовать с самоходной пусковой установки, и ему не потребуются полноценные взлётно-посадочные полосы. За счёт этого хотят улучшить оперативные возможности и упростить подготовку техники к вылетам.
Также поставлены цели экономического характера. В производстве и в эксплуатации X-Bat должен быть в 10 раз дешевле, чем современные и перспективные боевые самолёты. Кроме того, важным фактором экономического характера станет отсутствие фактических рисков для оператора-пилота.
Впрочем, пока речь идёт только о планах компании-разработчика. Ей предстоит решить массу инженерных задач, завершить формирование общего облика БПЛА и разработать полный пакет конструкторской документации. Как долго будут продолжаться эти процессы, пока неизвестно.
Технические особенности
Проект X-Bat предусматривает строительство крупного и тяжёлого БПЛА схемы «летающее крыло». Для упрощения эксплуатации и запуска используется концепция «тейлситтера» — аппарат должен взлетать и садиться вертикально, буквально стоя на хвосте. В остальном он в той или иной мере похож на ряд других современных тяжёлых беспилотников.
Планер имеет традиционные для «летающих крыльев» обводы. Предусматривается рудиментарный фюзеляж увеличенной толщины, с которым плавно сопрягаются основные части плоскости. Предложен лобовой воздухозаборник в виде узкой щели, снижающей заметность для средств обнаружения. Передняя кромка крыла имеет ломаную форму. Консоли крыла должны складываться поворотом вверх и в центр.
Демонстрация аппарата в полёте
БПЛА будет иметь длину ок. 7,9 м и размах крыла ок. 11 м. Высота конструкции не должна превышать 1,5 м. Весовые характеристики изделия пока не уточняются. Понятно, что такой беспилотник может иметь стартовую массу до нескольких тонн.
X-Bat получит один турбореактивный двигатель с размещением в хвостовой части. Сопло двигателя закрыто специальным кожухом, снижающим тепловую и радиолокационную заметность. Модель двигателя пока не выбрана. Сейчас Shield AI работает с компаниями Pratt & Whitney и General Electric и ищет оптимальный вариант. Упоминается, что необходимо изделие по типу серийного F110 от GE. Такая силовая установка даст желаемый уровень характеристик.
От двигателя для X-Bat требуются достаточно высокие характеристики — он должен обеспечить тяговооружённость более единицы. Это позволит аппарату совершать вертикальный взлёт и посадку. Кроме того, аппарат должен развивать в горизонтальном полёте сверхзвуковую скорость. Предполагаемая дальность полёта — до 2 тыс. морских миль (ок. 3,6 тыс. км).
Комплекс бортовой электроники для нового БПЛА будет построен по модульному принципу. Аппарат получит автопилот с различными функциями, разнообразные средства наблюдения и обнаружения, средства связи и т.д. В зависимости от характера миссии, X-Bat сможет действовать самостоятельно или в группе с другими беспилотниками. Также предусмотрят режим «верного ведомого».
В штатный комплекс оборудования можно будет интегрировать те или иные дополнительные приборы для решения конкретных задач. Например, беспилотник сможет нести дополнительную оптику или радиолокатор бокового обзора.
Вид снизу, можно рассмотреть крышки грузоотсеков
Внутри планера предусматривается два отсека для размещения полезной или боевой нагрузки. БПЛА рассматривается как многоцелевой и поэтому должен будет нести разнообразные вооружения. Планируется оснастить его ракетами «воздух-воздух», а также различными системами для работы по наземным и надводным целям. Кроме того, в боевой конфигурации возможно применение средств РЭБ и иных вспомогательных систем.
Вертикальный взлёт
Для X-Bat разработан оригинальный транспортёр с пусковой установкой. Это изделие строится на полуприцепе и перемещается при помощи тягача. Установка имеет подъёмную стрелу с креплениями для БПЛА, а также газоотбойный щит. Имеются домкраты для вывешивания перед работой.
По задумке конструкторов из Shield AI, пусковая установка при помощи тягача должна выходить на стартовую позицию. Затем она встаёт на домкраты и поднимает БПЛА в стартовое положение — почти вертикальное с небольшим наклоном вперёд. При этом газоотбойный щит ложится на грунт.
В таком положении беспилотник должен включить двигатель, вывести его на взлётный режим, зависнуть, сняться с креплений и отойти от пусковой установки. Далее аппарат сможет набирать высоту и скорость, а также переходить к горизонтальному полёту. Посадку предлагается производить в обратной последовательности.
Желаемые преимущества
Компания Shield AI использует в своём новом проекте X-Bat несколько любопытных решений. Все они должны улучшать те или иные характеристики беспилотника и положительно влиять на его общие возможности. Удастся ли выполнить все подобные планы, пока неизвестно. Однако предложенные идеи представляют интерес.
Компоновка корпуса — отмечен объёмный топливный бак
Так, БПЛА строится по схеме «тейлситтер» и использует специальную пусковую установку. За счёт этого планируется упростить развертывание аппаратов — им не требуется полноценный аэродром и сопутствующая инфраструктура. Взлёт и посадка могут осуществляться с любой площадки достаточных размеров.
Для вертикального взлёта требуется двигатель с высокими характеристиками. Он также позволяет получить лётные характеристики на уровне современных истребителей. X-Bat должен будет взаимодействовать с самолётами F-22 и F-35, и такой уровень характеристик упростит совместную боевую работу.
БПЛА будет многоцелевым и сможет решать те же задачи, что и пилотируемая тактическая авиация. При этом беспилотный самолёт будет в разы дешевле полноценного истребителя. Кроме того, его применение в любых условиях не будет связано с рисками для оператора, подготовка которого тоже является сложными недешёвым процессом.
В ходе дальнейшего развития проекта могут появиться новые решения, которые должны будут положительно повлиять на общий результат. Как именно компания Shield AI собирается улучшать свой X-Bat, пока неясно.
Однако следует учесть, что перспективный проект пока находится на стадии разработки. Сроки завершения этих работ и появления опытного образца назвать не могут. При этом проект отличается повышенной сложностью. Также нужно помнить, что компания Shield AI ранее не разрабатывала БПЛА тяжёлого класса и имеет опыт только в менее сложных проектах.
Все эти факторы фактически угрожают будущему нового проекта. Несмотря на весь оптимизм компании-разработчика, он может столкнуться с теми или иными трудностями. В лучшем случае, они заставят пересмотреть планы и отказаться от чрезмерно сложных желаний. Кроме того, нельзя исключать, что проект придётся закрыть.
Впрочем, успешное завершение разработки проекта тоже не гарантирует успех. В таком случае изделию X-Bat предстоит участвовать в программах и конкурсах Пентагона. Удастся ли такому БПЛА обойти конкурирующие разработки от лидеров отрасли — большой вопрос.
Попытки и планы
Таким образом, очередная американская компания, наработав опыт в области малых и средних БПЛА, собирается разрабатывать изделие тяжёлого класса. Перед новым проектом X-Bat ставятся самые смелые задачи, и разработчики уже делают громкие заявления и обещают особые результаты.
Однако официальные заявления от Shield AI пока выглядят чрезмерно смелыми. Проект может оказаться слишком сложным для этой компании, и его результат окажется не таким, как она планирует. При этом работы могут растянуться на годы — и только тогда станет ясно, удалось ли выполнить нынешние обещания.
- Кирилл Рябов
- Shield AI
Обсудим?
Смотрите также:
