Создать аккаунт
Главные новости » Эксклюзив » Семейство автомобилей FMTV американской армии
Эксклюзив

Семейство автомобилей FMTV американской армии

82


Автоколонна с грузовиками FMTV. На переднем плане машина M1078 A1P с ранней кабиной, за нею M1083 A1P2 более позднего выпуска. Фото Военного министерства США

Логистика вооружённых сил США строится на разнообразных транспортных средствах. Одной из её основ являются грузовые автомобили семейства FMTV. В него входит несколько десятков типов машин разного назначения, построенных на общей базе. Кроме того, на унифицированных шасси строятся некоторые боевые машины. Грузовики FMTV строятся большой серией и активно используются в армии для перевозки всех необходимых грузов.

Семейство средних грузовиков


В 1984 г. Командование по подготовке кадров и разработке военных доктрин сухопутных войск (TRADOC) пришло к выводу о необходимости переоснащения существующего автопарка. В средней перспективе требовалось найти замену для имеющихся в наличии грузовиков категорий 2,5 и 5 т.

В течение нескольких следующих лет TRADOC изучило состояние и потребности армейской логистики, и на основе этих данных сформировало требования к будущим автомобилям. В 1988 г. командование утвердило техническое задание на новую технику и фактически запустило программу Family of Medium Tactical Vehicles («Семейство средних тактических транспортных средств») или FMTV.

В том же году TRADOC заключило несколько контрактов с компаниями, пожелавшими участвовать в программе FMTV. В течение нескольких следующих месяцев они должны были построить и подать на испытания опытную технику. Испытания заняли более двух лет, после чего армия выбрала победителя конкурса.


Двухосный бортовой грузовик M1087 A1P2. Фото Oshkosh Defense
Наиболее удачной посчитали автомобильную платформу от компании Stewart & Stevenson. В октябре 1991 г. она получила первый заказ на полномасштабное серийное производство такой техники. Изначально предполагалось, что по первому контракту построят 20 тыс. автомобилей в разной комплектации, но впоследствии планы изменились в меньшую сторону.

В течение первой половины девяностых годов компания «Стюарт и Стивенсон» готовила производство и собирала первые партии техники. В начале 1996 г. первые грузовики FMTV официально были приняты в эксплуатацию в одной из строевых частей сухопутных войск. С этого началось полномасштабное переоснащение автопарка.

Контракты и серия


Согласно первому контракту от 1991 г., компания Stewart & Stevenson должна была построить ок. 10,8 тыс. автомобилей в нескольких версиях. Также предусматривалась поставка запчастей, обучение личного состава, техническая поддержка и т.д. Общая стоимость всех изделий и услуг достигла 1,2 млрд долларов. На выполнение контракта давалось 7 лет. В дальнейшем условия соглашения несколько раз корректировались.

Параллельно с производством по первому заказу велась модернизация автомобиля с целью улучшения технических, эксплуатационных и экологических характеристик. Улучшенный грузовик под обозначением FMTV A1 был готов к производству в 1998 г.

Семейство автомобилей FMTV американской армии

Прицеп M1095 A1R. Фото Wikimedia Commons
В конце того же года Пентагон выдал новый заказ на 8 тыс. автомобилей и 1,5 тыс. прицепов стоимостью 1,4 млрд долл. Также предусматривался опцион на 3,5 тыс. машин и 800 прицепов. Первые машины по этому заказу поступили в части в конце 1999 г., а через несколько месяцев армия начала осваивать модернизированные FMTV A1.

В 2001 г. стартовала очередная модернизация платформы под обозначением FMTV A1 CR. В этой программе участвовали компании Stewart & Stevenson и Oshkosh Truck Corporation. Более удачный проект обновления предложила «Стюарт и Стивенсон», и весной 2003 г. ей выдали новый контракт. Серийные машины обновлённой версии носили индекс FMTV A1R и строились с 2004 г. Армия США заказала более 21 тыс. таких изделий.

В 2006 г. компания Stewart & Stevenson вошла в состав более крупной Armor Holdings Inc. В следующем году последнюю купила корпорация BAE Systems. К ней перешли все существующие проекты, производственные площадки и действующие контракты.

В этот период TRADCOM вела работы над перспективным семейством автомобилей Future Tactical Truck System (FTTS), однако эта программа завершилась без результата. Из-за этого в 2008 г. компании BAE Systems выдали контракт на сборку ещё 10 тыс. FMTV с опционом на такое же количество.

В 2009 г. состоялся новый конкурс по модернизации платформы FMTV, и на этот раз в нём победила компания Oshkosh Truck Corporation. Несмотря на протесты конкурентов, Пентагон заказал ей производство 12,4 тыс. грузовиков модификации FMTV A1P2 и 11 тыс. прицепов.


Грузовик M1084 с крановой установкой. Фото Wikimedia Commons
В течение нескольких следующих лет компания «Ошкош» выполнила заказы и показала себя как надёжного поставщика, предлагающего наиболее выгодные условия сотрудничества. В дальнейшем армия неоднократно проводила новые тендеры на закупку грузовиков FMTV, и в них всегда побеждала Oshkosh Truck Corporation.

К настоящему времени в рамках нескольких заказов компания построила не менее 40-45 тыс. автомобилей и десятки тысяч прицепов. При этом производство продолжается, и эти числа будут постоянно расти. По всей видимости, новую технику по-прежнему будет выпускать Oshkosh.

Обновлённая линейка


В 2014 г. начались работы по глубокой модернизации существующей платформы. Этот проект получил обозначение FMTV A2. Пентагон планировал завершить работы к концу десятилетия, и в двадцатых годах приступить к постепенному переоснащению строевых частей.

В разработке FMTV A2 участвовало несколько компаний. В 2018 г. победителем конкурса стала Oshkosh. В ближайшие годы ей предстояло запустить полноценное серийное производство и к 2021-22 гг. передать заказчику первые партии грузовиков. Несмотря на все трудности, компания-подрядчик справилась со своей задачей.

В 2023 г. появился первый крупный контракт на строительство 541 машины общей стоимостью 152 млн долл. Текущие планы предусматривают закупку 2,4 тыс. автомобилей в течение двадцатых годов. Полномасштабное производство развернётся позже.


Седельный тягач M1088. На заднем плане — один из серийных грузовиков с бортовой платформой. Фото Wikimedia Commons

Успехи производства


К настоящему времени силами трёх компаний было построено не менее 115-120 тыс. автомобилей FMTV всех основных модификаций. В основном это были грузовики с тем или иным оснащением. Также унифицированные шасси использовались для строительства броневиков и систем залпового огня HIMARS, однако доля такой техники была невелика.

Основным заказчиком FMTV были и остаются вооружённые силы США. Именно для них было построено подавляющее большинство машин всех версий. Сейчас в эксплуатации остаются десятки тысяч автомобилей, и они по-прежнему являются одной из основ армейской логистики. Машины FMTV занимают промежуточное положение между более лёгким транспортом по типу HMMWV и тяжёлыми грузовиками HEMTT.

В порядке военно-технической помощи США передавали грузовики из наличия дружественным странам. Кроме того, некоторые иностранные армии закупали такую технику для обновления своего автопарка. В общей сложности насчитывается почти 30 иностранных армий-эксплуатантов. Впрочем, все они имеют не более нескольких сотен машин.

Базовая платформа


Семейство техники FMTV включает в себя два унифицированных варианта базовой платформы, а также большое число их модификаций разного назначения. Использование общих агрегатов даёт известные преимущества как при производстве, так и в ходе эксплуатации.

Первый вариант базового шасси — двухосный «лёгкий тактический автомобиль» Light Medium Tactical Vehicle (LMTV) с грузоподъёмностью 2,5 т. Для нагрузок до 5 т предназначается «средний» Medium Tactical Vehicle (MTV).

РСЗО M142 HIMARS на шасси FMTV. Фото Военного министерства США
В основе обеих платформ лежит конструкция грузовика Steyr 12M18 австрийской разработки. Её существенно переработали с учётом требований TRADOC и возможностей американской промышленности. В частности, по мере продолжения серийного производства и модернизации, росла степень локализации. Также внедрялись новые решения разного рода.

LMTV и MTV представляют собой автомобили рамной конструкции с бескапотной компоновкой кабины. Двухосная машина имеет длину не более 6,8 м при ширине 2,5 м и высоте 2,8 м. В свою очередь, длина 5-тонного грузовика не превышает 7,3 м. Полная масса LMTV достигает 10,4 т, MTV — 11,3 т.

В проекте FMTV A2 впервые использовали капотную компоновку. За счёт внесенного вперед моторного отсека удалось улучшить эргономику кабины, а также повысить безопасность экипажа. При подрыве мины под колесом, резко сокращается воздействие на кабину и людей.

Все FMTV современных модификаций оснащаются 6-цилиндровым дизельным двигателем Caterpillar C7 мощностью 275 л.с. Также используется 7-ступенчатая автоматическая коробка передач Allison 3700 SP со встроенной раздаточной коробкой. Крутящий момент через карданные валы передаётся на мосты с дифференциалами. На всех осях используется подвеска на основе листовых рессор.

Обе версии грузовика развивают на шоссе скорость 90-95 км/ч. Запас хода — 480 км. Автомобили способны передвигаться по бездорожью и пересекать водные преграды по бродам. Кроме того, обеспечивается перевозка военно-транспортной авиацией.


Трёхосный вариант грузовика FMTV A2. Фото Oshkosh Defense

Десятки модификаций


Автомобили FMTV, по сути, представляют собой универсальную платформу, предназначенную для монтажа различного оснащения. Они могут получать различные кузова, фургоны или специальные надстройки. Также заказчик может выбрать дополнительное оборудование, соответствующее его потребностям. Предлагаются бронированные кабины, повышающие безопасность экипажа.

В семейство FMTV в общей сложности вошло 35 типов техники разных классов. В первую очередь, это были грузовики и прицепы с индексами от M1078 до M1096, а также их многочисленные модификации. В основном строились автомобили с грузовыми платформами бортового типа, имеющими разные размеры и грузоподъёмность. Также имеются несколько типов фургонов, контейнеровозы и т.д.

В качестве дополнительного оснащения предлагаются краны, лебёдки и другие устройства для работы с грузами. Существуют также седельные тягачи, эвакуаторы и т.д. Была разработана и принята на вооружение автоцистерна M1091, однако серийно она не производилась. Также производились изделия M1157 и M1273 — это специальные 10-тонные модификации грузовика MTV для перевозки более крупных и тяжёлых грузов.

Шасси FMTV могут быть носителем вооружений. Так, модификация грузовика M1140 стала базой для РСЗО M142 HIMARS. Шасси XM1160 использовалось в проекте перспективного зенитного ракетного комплекса MEADS.


FMTV A2 с контейнерами. Фото Oshkosh Defense
Программа FMTV A2 предусматривает сохранение имеющегося подхода к использованию шасси и созданию автомобилей различного назначения. В актуальных планах Пентагона имеется строительство двух десятков типов техники тех или иных модификаций на новом шасси. Для удобства, они будут сохранять обозначения более старых аналогов, но с добавлением литер «A2».

Такой подход позволит обновлять автопарк в обозримом будущем и в средней перспективе. При этом не возникнут серьёзные затруднения технического или организационного характера. Имеющиеся машины фактически будут заменяться прямыми аналогами из новой линейки техники.

Долгая история


В следующем году исполняется 30 лет с начала эксплуатации грузовиков семейства FMTV. За это время американская промышленность построила более 100 тыс. машин в разных модификациях и версиях. Они поступили в армейские части и достаточно быстро стали одной из основ военной логистики. Кроме того, проект FMTV повлиял на автопарк третьих стран.

В двухтысячных годах была предпринята безуспешная попытка замены FMTV, но впоследствии Пентагон решил сохранить имеющееся семейство техники, а также продолжить его развитие. Результатом этого стали машины FMTV A2, которые теперь поступают в части и будут служить в течение нескольких следующих десятилетий. Всё это позволяет считать семейство FMTV одной из наиболее удачных американских разработок в сфере автотранспорта.
  • Кирилл Рябов

0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт echonedeli.ru вы принимаете политику конфидициальности.
ОК