Городская информационно-аналитическая газета. 16+. ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ СТАРШЕ 16-ТИ ЛЕТ
26.06.2019

Учебник литературы: многознание или воспитание души?

Мороз.jpg

Литература – самый загадочный, самый туманный предмет в школьной программе. И когда мне редакция газеты предложила высказать суждение о школьных учебниках по литературе, я впал в замешательство...

Во-первых, вариантов допущенных в школу учебников и пособий много, и они очень разнятся. Во-вторых, при всей непохожести учебников, приспособленных или к концентрическим, или к линейным программам, они имеют как достоинства, так и вкравшиеся недостатки и даже нелепости. Выбор делает сам учитель - в зависимости от профиля школы. Многое, если не всё, зависит от квалификации учителя. Он и делает выбор, и заказывает тот учебник, который считает наиболее качественным и удобным прежде всего для себя самого - и для подготовки к итоговой аттестации учеников. А это ОГЭ и ЕГЭ.

Опытные учителя давно поняли, что успехи аттестации по литературе зависят не только от учебников, но и от уровня натаскивания, который определяется подбором критериев и требований к заданиям на итоговой аттестации. А эти критерии и требования не выполнишь, если будешь опираться только на учебник литературы и ограничиваться только уроками по предмету, пусть даже расширенно-профильными, ЕГЭ не сдашь. Поэтому ученики, которым необходимы достойные баллы по русскому языку и литературе, ищут репетиторов. Всё, буквально всё подчинено НАТАСКИВАНИЮ к ОГЭ или ЕГЭ. И здесь уже не до любви к СЛОВУ, то есть к литературе, задача которой и вырастить эту любовь. Требования, критерии к оценке творческих заданий вроде и верные, но они по уровню информативности превышают программные требования филфаков за второй и третий курс вузов.

Авторы учебников стараются перещеголять друг друга по объему информативности. Но даже они не смогут в силу ограниченных часов по литературе в школе объять необъятное.
Однажды я попросил взрослого человека, в свое время хорошего ученика школы, прочесть любой раздел учебника по литературе и высказать свое мнение. Мой сверстник, прочтя раздел, оценил просто: «Раньше меньше из учебника черпали, а всё понимали. А сейчас – в океан знаний окунаешься, да ничего не понимаешь».

Мой собеседник верно ухватил суть проблемы. Излишнее обилие информации по литературе в учебниках не есть достоинство.

Древнегреческому философу Гераклиту приписывают знаменитую фразу:«Многознание уму не научит». «Наилучшими» людьми философ считал тех, кто предпочитает вместо накопления земных богатств совершенствовать свою душу, учиться рассуждать и размышлять. Нынешние учебники, требования к ОГЭ и ЕГЭ к совершенствованию души не имеют никакого отношения. А рассуждения и размышления по предлагаемым лекалам итоговой аттестации, зовущим к поглощению непостижимой информации, вызывают только отвращение - даже у тех учеников, которым в будущей профессии без литературы не обойтись.

Михаил Мороз, педагог.

Учебник литературы

Михаил Мороз, могу ли поинтересоваться, творчество которых из русский писателей и поэтов второй половины века разбирают в предвыпускных классах школ? Интересно, включены ли в программу поэма Венедикта Ерофеева "Москва-Петушки" или поэзия И. А. Бродского? Зависит ли это от предпочтений преподавателя, или процесс фиксирован по учебнику?

Уважаемый мой

Уважаемый мой собеседник!
"Предпочтения", иначе говоря, выбор писателя или поэта, зависят от ЕГЭ по русскому языку и сочинений по литратуре, где представлена тематика, которая требует от выпускника знаний всех значимых произведений литературы второй половины 20 века и "текущего" 21-го. Здесь нужно учесть и знания произведений зарубежной литературы.
Тематика и проблемы, поставленные в художественных произведениях, нужны будут выпускнику в качестве аргументов, примеров к сочинениям
Репетиторы знают это лучше меня. Было бы замесчательно, если бы кто-нибудь из них высказался по этому поводу.

Вход для пользователей

Новый номер уже в продаже!

Реклама

Погода в Железногорске

Яндекс.Погода