Городская информационно-аналитическая газета. 16+. ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ СТАРШЕ 16-ТИ ЛЕТ
16.12.2017

Удивительный человек и... «чудовищный хулиган»

С 10 по 16 июля на телеканале «Россия К» - программы, посвященные памяти выдающегося режиссера Петра Фоменко: программа «Театральная летопись», документальный фильм «Фома. Поцелуй через стекло», спектакль «Волки и овцы».

Режиссер и педагог, создатель театра «Мастерская Петра Фоменко», он с иронией относился к славе. «Публичность очень соблазнительной бывает, - говорил Фоменко. - Во второй половине жизни мне удавалось ее избегать. А в первой - не было опасности». Пётр Наумович был замечательным рассказчиком, певцом, чтецом и, конечно, он был философом. Как считает режиссер Евгений Каменькович, Фоменко был «удивительным, интересным человеком, и при этом чудовищным хулиганом». Рассказывая о своей жизни, он словно провоцировал тех, кто попадал в его поле зрения. Так, например, размышляя о природе театра, Фоменко цитировал статью Блока, утверждая, что лучше, чем классик, уже не скажешь: «Театр есть та область искусства, о которой прежде других можно сказать: здесь искусство соприкасается с жизнью, здесь они встречаются лицом к лицу. Рампа есть линия огня: сочувственный и сильный зритель, находящийся на этой боевой линии, закаляется в испытании огнем; слабый - развращается и гибнет. Искусство, как и жизнь, - слабым не по плечу».

По мнению коллег, Фоменко был сам по себе человек-театр. Взрывной, обаятельный и закрытый, непредсказуемый, но очень тонкий, особенно в том, что касается актерской индивидуальности. Подсказывая, он не навязывал. Предлагал искать свое, но в атмосфере, которую сам умел создать как никто другой. «В нем есть что-то невероятное, даже мистическое, - считает актриса Ольга Антонова. - Мне иногда кажется, что он посадил мне на затылок какого-то ангела-хранителя, который ведет меня по жизни. С кем бы я ни работала, я все время обращаюсь к этому существу и спрашиваю у него: «А как бы эту роль разобрал Пётр Наумович, что бы он тут напридумал?» Он многих изменил и многим дал надежду. А после себя оставил не только свои спектакли, но и действующую «школу»: несколько поколений блестящих артистов и режиссеров. «Для меня это человек, который дал мне все, - говорит режиссер, актер Сергей Пускепалис. - Надежду на абсолютный театр, не подверженный дурным театральным болезням, театр как товарищество, как радость от того, что мы вместе».

В эфире телеканала «Россия К» «Театральная летопись. Пётр Фоменко» (10-13 июля, 21.40). В основе программы - встреча режиссера с коллегами, которая состоялась в Доме-музее М.Н. Ермоловой. В передаче Пётр Наумович делится мыслями о творчестве, поэзии, театре; вспоминает учебу у прославленных мастеров Художественного театра, рассказывает об Анатолии Эфросе и Ольге Яковлевой, о работе со своими студентами, о том, как рождались его ставшие уже легендарными спектакли. О Фоменко говорили, что он умел рассказывать о грустном не без надежды, о счастье не без меланхолии. Он не любил юбилеев, торжественных речей и неуемных восторгов по поводу его деяний. Он полагал, что художнику стоит относиться к себе с иронией, «иначе он рискует превратиться в индюка». Пётр Наумович считал, что процесс важнее, чем результат, а провал - полезнее, чем успех. «Непредсказуемый и парадоксальный» Пётр Фоменко в документальном фильме «Фома. Поцелуй через стекло» (16 июля, 21.40). 16 июля в 22.15 спектакль «Волки и овцы». Телеверсия спектакля театра «Мастерская Петра Фоменко» по пьесе А.Н. Островского. Режиссер Петр Фоменко. В ролях: Ксения Кутепова, Галина Тюрина, Полина Кутепова, Юрий Степанов, Кирилл Пирогов.

Материал предоставлен каналом «Россия К» специально для «Эхо недели».

Вход для пользователей

Новый номер уже в продаже!

Реклама

Погода в Железногорске

Яндекс.Погода