Городская информационно-аналитическая газета. 16+. ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ СТАРШЕ 16-ТИ ЛЕТ
26.07.2017

Опера с тяжелой и... счастливой судьбой

14 апреля в 20.55 в эфире телеканала «Россия К» - премьера спектакля Московского театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова «Пассажирка», а в 20.40 - специальный выпуск программы «Наблюдатель».

Опера «Пассажирка» Моисея (Мечислава) Вайнберга - особое явление в музыкальном мире. Эта опера - об Освенциме, о людях, которые становятся «маленькими винтиками» в беспощадной «фабрике смерти», о преступлении и возмездии, которые не имеют срока давности. Московская премьера оперы состоялась 27 января 2017 года в театре «Новая опера». И эта дата выбрана не случайно. 27 января во всем мире отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. Именно в этот день советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим. Московская премьера «Пассажирки» стала событием не только в культурной, но и в общественной жизни столицы.
В основе оперы Вайнберга - повесть журналистки Зофьи Посмыш, узницы Освенцима. По ее воспоминаниям, сюжет пришел в момент, когда на Площади Согласия в Париже голос немецкой туристки внезапно вернул ее в лагерное бытие. Действие разворачивается в двух временных планах: в послевоенные годы, на борту океанского лайнера, и в годы Второй мировой войны, в Освенциме. Неожиданная встреча бывшей узницы и бывшей надзирательницы становится завязкой трагической истории, в которой воспоминания обретают силу реальности.
«Пассажирка» - это бунт против «невинности» нацистов, которые после войны могут вести и ведут нормальную, обычную жизнь. Это надежда жертвы на то, что вне зависимости от судов и трибуналов палачи предстанут перед лицом действительности, которую они создавали, со всеми ее последствиями, в свете объективной правды и фактов, и что если хоть что-то человеческое в них осталось, то оно не даст им жить спокойно. «Мне показалось важно провести главную героиню сквозь весь спектакль, чтобы зритель видел трансформацию человека, который живет спокойной роскошной жизнью через 20 лет после своих безнаказанных действий в Освенциме, и вдруг, вспоминая то, что было, она практически сходит с ума и сама проходит этот Освенцим», – отмечает режиссер спектакля Сергей Широков.
Повесть Зофьи Посмыш переведена на сорок языков. На музыкальный язык ее перевел Мечислав Вайнберг по заказу Большого театра и благословению его близкого друга Дмитрия Шостаковича. Но «Пассажирку» ждала невероятно тяжелая, изломанная, и - сейчас это уже очевидно - счастливая судьба. Большой театр сначала принял ее к постановке, но внезапно все рухнуло, вокруг оперы образовался «заговор молчания». «Пассажирка» ждала своей премьеры почти 40 лет. И дождалась! В последнее десятилетие стала одной из самых востребованных современных опер на главных сценических площадках мира: ее ставят театры Варшавы, Мадрида, Франкфурта-на-Майне, Баден-Бадена, Чикаго, Хьюстона и других городов.
И вот теперь - впервые полноценная сценическая версия «Пассажирки» в Москве, в театре «Новая опера», где она собрала «звездную» команду постановщиков и исполнителей, для каждого из которых участие в этом проекте не случайно. Это дирижер - блистательный маэстро Ян-Латам Кёниг; художник-постановщик - Лариса Ломакина, хорошо известная московской публике по многим выдающимся спектаклям в драматическом театре; художник по костюмам - знаменитый российский модельер и дизайнер одежды Игорь Чапурин; режиссер-постановщик спектакля - известный телевизионный режиссер, выпускник Гнесинки Сергей Широков, для которого это первый опыт в оперном театре. «Пассажирка» для меня не просто опера в ряду других произведений музыкального театра ХХ века, - подчеркивает Сергей Широков. - Это колоссальное эмоциональное напряжение, это такое абсолютно «прямое высказывание», в некоторых эпизодах очень трогательное и даже сентиментальное, а в некоторых моментах - безумно жестокое. Это почти античная драма - очень внятная, несмотря на сложность оркестровой фактуры и сверхэкспрессию вокальной речи. Я заразился этим очень сильно, потому что музыка потрясающая, сюжет фантастический. Это вопрос памяти - того, что было, и того, что происходит сейчас в других странах, в другом, более жестоком формате, просто чтобы человек задумался и помнил об этом».
Перед спектаклем - спецвыпуск программы «Наблюдатель» с участием писательницы, сценариста, радиожурналиста Зофьи Посмыш (Польша). Ведущая: Фекла Толстая.

Материал предоставлен каналом «Россия К» специально для «Эхо недели».

Вход для пользователей

Новый номер уже в продаже!

Реклама

Карта Железногорска

Погода в Железногорске

Яндекс.Погода