Городская информационно-аналитическая газета. 16+. ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ СТАРШЕ 16-ТИ ЛЕТ
16.10.2018

Нелепость в законе нужно устранить

Мороз Михаил.jpg

Продолжаю отслеживать «премудрости» нового закона об «Образовании». И должен признать очень неприятную для меня позицию большинства учителей: равнодушный уход от нависших проблем. Дескать, меня это лично не касается. Есть, мол, зарплата, которая обеспечивает кое-какое проживание на белом свете, и ладно, и добро…

Но перехожу от несовершенств в законе к жутким нелепостям, которые напрямую затрагивают интересы каждого учителя, которые, быть может, стряхнут оцепенение с учительской общественности.

Действующее законодательство устанавливает рабочее время учителя (не учебную нагрузку!) 36 часов в неделю. С нормированной преподавательской деятельностью все понятно: 18 часов, то есть непосредственно уроки, которые легко учитывать по табелю рабочего времени и расписанию или графику работы, за которые и идет начисление заработной платы. (Добавлю, право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществляемым педагогическую деятельность, возникает при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку зарплаты, то есть не менее 18 часов в неделю).

Согласно постановлению правительства существует «ненормированная педагогическая работа, осуществляемая в течение рабочего времени, которое не конкретизировано количеством часов». За эту часть педагогической деятельности учитель ни копейки не получает: подготовка к урокам (основная часть работы), участие в методических совещаниях, педсоветах, родительских собраниях, проведение воспитательных и оздоровительных мероприятий, изучение семейных обстоятельств и т.д. и т.п., кроме тщедушной доплаты за классное руководство и тетради. Но этой доплаты может и не быть: все зависит от доброй воли директора или от существования доплат.

Эта часть «ненормированной педагогической работы» плохо продумана и законодателем, и правительством, что дает возможность нечестным работодателям творить невиданный произвол: заставлять учителей, имеющих, к примеру, 18 часов в неделю, работать НЕПОСРЕДСТВЕННО в школе 36 часов рабочего времени, то есть 6 часов в день. А как быть с теми, кто нагрузку в часах имеет 27 и более? Сколько такой учитель должен «торчать» на рабочем месте?

Неужели работодатель будет отсиживать до 24-х часов, чтобы зафиксировать, отработал ли его работник «положенное»? А такие намерения среди некоторых директоров школ России уже воплощаются в жизнь. Они поставлены этой странной нормой закона и неконкретными постановлениями правительства в нелепое положение, когда исполнение нормы неизбежно родит чреду еще больших нелепостей. И неисполнение чревато большими неприятностями для самих директоров. Этот порочный круг придуман законодателем, записавшим 36 часов рабочего времени, вместо 36 часов учебной нагрузки.

Приравнивание ставки учителя к полной рабочей неделе работников других отраслей - грубейшее нарушение, что дает возможность исследовать деятельность руководителя школы прокурорским надзором или иными органами. Мне как бывшему директору знакомо, как работает добросовестный учитель: если сложить его обязательные 18 часов как предметника и ту работу, которую он осуществляет как педагог (классный руководитель), он не вложится ни в 36 часов в неделю, ни даже в 40 часов для работников других отраслей.

Эту нелепость должны немедленно устранить, чтобы волной не пошли конфликтные ситуации. Определять, что должен сделать педагог БЕСПЛАТНО и где именно, дорабатывая до 36 часов в неделю, должен САМ педагог, а не директор школы, который не сможет, даже если очень захочет, провести учет работы педагога, имеющего ставку 18 часов по предмету или еще выше.

Михаил Мороз, педагог.

метки: мнение, авторские колонки

"Закон об образовании в Российской Федерации"

А если внимательно прочитать Закон, то там в Ст.47 ч.6 конкретно написано про рабочее время педагогических работников и там даже намека нет на то, что учитель должен находиться 36 часов в неделю в школе.

6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися...

Здесь ключевая фраза: "трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом".

При этом индивидуальный план должен составить сам учитель. Вопрос в школах возник из-за того, что учителя отказывались участвовать в свои методические дни и субботы в мероприятиях школы, хотя вся школа и все учителя работают по шестидневке и выходным в воскресение.

"Для педагогических

"Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю" (ст.333 ТК РФ). Заметьте, не УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА, которая не ограничена, а РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ. Закон "Об образовании в РФ", в сущности, закрепил учебную нагрузку, за которую учитель получает зарплату, и и рабочее время учителя, часть из которого оплате не подлежит, но в рабочее время входит, что приводит в изумление надзорные органы, требующие выложить на стол документы, как отрабатывает в день учитель 3 часа вне предмета.
Это же чистой воды нелепость! А когда вы утверждаете, что "вопрос в школах возник из-за того, что учителя отказались участвовать в свои методические дни и субботы в мероприятиях, хотя все учителя работают по шестидневке и выходным в воскресение".
Шестидневка - это выбор родителей и учащихся вместе с педагогическим коллективом. Но не администрации. Шестидневка вовсе не разгружает ученика, вопреки утверждению Ворониной. Необходимо убрать из учебного плана так называемые паразитарные предметы (ОБЖ, экономика, религиоведение, МХК и прочие, которые путем интегрирования можно ввести в родственные предметы) . И не будет перегрузок. Зато в полном объеме дети будут изучать математику. русский язык и литературу, которые в угоду паразитарной дикости вводятся вместо них. Отпадет, быть может, надобность в репетиторстве, которое стало поголовным. Вот где перегрузки надо устранять!
Но это другой разговор о нелепостях, которых пруд пруди

Да, намека нет, где должен

Да, намека нет, где должен находиться учитель, выполняя так называемую "внеаудиторную", то есть вне классной аудитории работу. Ключевая фраза "трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом" во многих учебных организациях уже не работает. Более того, некоторые работодатели, директора школ, пошли на такие шаги, которые позволяет им недоговоренность, неконкретность, заложенные в законе в указанной Вами статье, а именно: уже установили для учителей, заставив их подписаться под графиком работы, после 3-х часов по предмету, находиться в школе еще 3 часа. Это уже установленный факт. Нелепость в законе порождает нелепые действия руководителей.
С одним из руководителей я говорил, что это незаконно. Но директор мне возразил, что проверка неких надзорных органов заставила его пойти на такой шаг.
Я-то лично убежден, что учесть эту внеаудиторную работу учителя, которую потребовали надзорные органы у директора, почти не возможно. Ибо поддается учету только то, за что учителю платят - за преподавание часов по предмету. Всё! Точка! Остальное -творчество учителя, которое должно зиждиться только на его совести и таланте. Раз не оплачивается этот вид деятельности рублем, то всё должно оплачиваться той свободой, которую волен использовать учитель для своего творческого роста так, как ему заблагорассудится. А не отсиживать еще 3 часа в школе, чтобы было 6 в день и 36 в неделю... Кстати, как быть с теми, кто имеет 27 часов и более? Как отчитаться перед надзорными органами? Тут ведь никакие индивидуальные планы не помогут, где бы ни находился учитель ( в школе, в библиотеке. музее,,,). Ведь налицо выплывут грубейшие нарушения законодательства о труде, где рабочее время учителя выйдет за пределы 40 часов в неделю. Я уж не говорю о тех, кто имеет 10 часов или чуть меньше ставки...
Вы, мой уважаемый комментатор, всё же внимательнее вчитывайтесь в то, что явно не досказано в законе или отдается на откуп работодателю. Нелепостей в пустом, рамочном законе "Об образовании в Российской Федерации" гораздо больше, чем я пишу о них.
И еще: неоплачиваемый труд - рабский труд. Использование рабского труда у нас запрещено законом. Кто нарушает этот закон, тот попадает под УК Рф.
Признаться, я мог ежедневно об этих "пустотах" и нелепостях говорить, да не хочу злоупотреблять доверием ко мне газеты.
М. Мороз

Дорогие коллеги!С

Дорогие коллеги!
С нескрываемым интересом слежу за вашими комментариями. Поймите меня только правильно: не СЛАВОЛЮБИЯ ради. Мне, теперь оторванному от практической работы в образовании, нужно знать ваши искренние суждения, пусть, может быть, и идущие вразрез с моим мнением.
Опубликованные 2-3 комментария, хоть и не многое из того, что я ожидал, но и они дают мне (и не только мне) представление о том, о чем думает учительство, как живет, в чем его проблемы, какое его материальное и духовное наполнение. К тому же мне легко заметить и свои собственные заблуждения в оценке ситуации. Спасибо вам за это.
Комментаторы обрушились на профсоюз. Вероятно, негодование справедливо. Профсоюз стал "неподвижен", застоявшимся, как вода в болоте - зацвел, взялся тиной. Это так. Но такое возможно только в том случае, когда основная масса учительства как стоячая вода: малоактивна, выжидает, а иногда выглядит такой зачумленной от безысходной жизни, что машет на всё рукой. Не получая поддержки, профсоюзный актив впадает в дрему, в застой, а иногда активно способствует избранию на вашу шею тех представителей в думы, которые и "повышают" вам зарплаты "без повышения"
С неизменным уважением к коллегам, М.Мороз

Всё это оттого, что учителя

Всё это оттого, что учителя наши-быдло, а профсоюз давным-давно продался чиновникам, когда стал их доверенным лицом, все профсоюзы имеют кормушечку от администрации и.подыгрывая ей, живут преспокойно. Вот и творятся беззакония, потому что все боятся, что их уволят-возраст-то многих педагогов почтенный, а если кто и говорит правду по существу-того гнобят. Схема известная. Никаких возмущений и конфликтов не будет.Условия труда педагога с каждым годом ухудшаются, нет свободы для творчества, отобрали субботу как выходной,нет возможности за одно воскресенье восстановиться -дети, уборка. стирка, проверка тетрадок.... А отдых? путёвок для оздоравливания кот наплакал и т. д. и т.п. Но все молчат.См выше почему. Если бы не мизерные пенсии и наше убогое существование, когда нужно помогать детям-внукам, все педагоги после получения чернобыльской пенсии разом бы ушли - представим гипотетически.Кто остался бы в школах? Вот и будут рьяно- ограниченные директора, облечённые властью, эти часы подсчитывать-будьте спокойны-таких в нашей системе хватает

Уважаемый комментатор моего

Уважаемый комментатор моего текста! Впрочем, это даже не комментарий, а дополнение к тому, что я сказал в своём "тихом" рассуждении на тему о "нелепостях в законе" - в законе об образовании.
Несмотря на излишнюю эмоциональную "окраску", Ваш комментарий справедлив в оценке происходящего. Мне возразить нечего.Разве только я не стал бы прибегать к таким резким эпитетам, к которым прибегаете Вы, называя наших с вами коллег "быдлом". Их нарочно, намеренно загнали в стойло "быдловости". И не только их. Все наёмные работники, труженики в таком состоянии.
Конечно, это не оправдание. Но я верю в пассионарность нашего народа, в его будущую активность... Просто он долго запрягает, по своему обыкновению, но зато быстро едет... "И вечный бой! Покой нам только снится /Сквозь кровь и пыль..." - Это не только поэтическая метафора. Это правда. И пусть мои слова не покажутся Вам излишне пафосными, но я верю, что изменения будут. "Жаль только - жить в эту пору прекрасную /Уж не придется - ни мне, ни тебе"
С уважением, М.Мороз

Как ни горько признавать за

Как ни горько признавать за Вами горькую правду, но придется: это так. Хотя в адрес профсоюза несколько эмоционально. Дело всё в том, что он пытается защитить права учителя. Кое-что ему удается. Но и он грешен, ибо многие профсоюзные руководители школ "подсели" на "кормушечку", и им трудно отказаться от неё. Слаб человек! Ровно так же слабы и тщедушны учителя в борьбе за свои права по указанным Вами причинам...

Прокуратура наша цепляется за

Прокуратура наша цепляется за каждую мелочь, выписывает штрафы за то, что нереально сделать из-за отсутствия средств. НО! Как это понимать: уже несколько раз путём непонятно каких операций "ПОВЫШАЮТ" зарплату в школах и садах, при этом оставляя её на прежнем уровне, т.е. официально типа повысили на 12%, а реально сказали, что зарплата ваша ни на рубль не увеличится. Вот это что за повышение такое без повышения? Все обыватели только и говорят: вам опять зарплату повысили! Так было и 1 января. Это законно? Это что нужно сделать, чтобы провернуть такой фокус-покус-повышать без повышения? А вы говорите, профсоюз там что-то делает... Давайте его кормить, непонятно за что обеспечивая их зарплатой. Пусть обращается в прокуратуру!

Вход для пользователей

Новый номер уже в продаже!

Реклама

Погода в Железногорске

Яндекс.Погода