Городская информационно-аналитическая газета. 16+. ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ СТАРШЕ 16-ТИ ЛЕТ
25.05.2017

Его боготворили актёры - и не выносило начальство

Во вторник, 9 мая, в 16.00 канал «ТВ Центр» покажет зрителям премьеру документального фильма «Леонид Быков. Последний дубль» - об актере и режиссере, снявшем один из самых пронзительных фильмов о войне - «В бой идут одни «старики».

Знаменитый и любимый миллионами зрителей, после выхода на экраны «Стариков», Леонид Быков стал национальным героем. Его обожали в каждом уголке огромной страны. Не воевавший в силу возраста, режиссер сумел сказать о войне так, что заставил плакать миллионы людей на планете. И только узкому кругу близких людей было известно, чего ему стоил этот триумф.

Впервые на экране зрители увидели Леонида Быкова в 1953 году в фильме «Судьба Марины». Не красавец, маленького роста, с грустными глазами, Быков, однако, притягивал внимание зрителя и запоминался. Об этом новичке в кино было известно, что родом он с Украины, провалил экзамены в Киевский театральный, зато поступил в Харьковский. Что в 22 года его приняли в штат Харьковского театра имени Шевченко, на сцене которого его заметили и пригласили в кино.

За три года Леонид Быков превратился в звезду экрана. Огромным успехом пользовалась комедия «Укротительница тигров», где актер сыграл одну из главных ролей - Петю Мокина. Но настоящий успех пришел к нему после роли Максима Перепелицы.

Когда был готов сценарий «В бой идут одни «старики», Быков знал, что должен снять этот фильм. Но на «Ленфильме», где он работал, об этом и слышать никто не хотел. За согласие работать в Киеве ему предлагали квартиру, а главное - режиссерскую должность. Но, видимо, руководство студии ожидало, что в лице Быкова получит послушного, благодарного исполнителя. Однако Леонид Фёдорович не собирался играть в поддавки. Через два года ему удалось снять комедию «Где вы, рыцари?».

Пять лет Леонид Быков пробивал дорогу для сценария «В бой идут старики». Идею «зарезали» на всех уровнях. По легенде, запуском картины в производство Быков был обязан прославленному герою войны, маршалу Александру Покрышкину, который лично заступился за сценарий. А рассказы другого фронтовика, актера Алексея Смирнова, с которым Леонид был дружен много лет, во многом определили интонацию будущего фильма.

На съемках исполнилась и детская мечта Быкова - он поднялся в небо. Конечно, не за штурвалом, а с опытным летчиком, но руление боевой машиной на земле освоил самостоятельно буквально за полчаса. Кадры снимались в воздухе. Быков сидел за спиной пилота и самостоятельно включал камеру, которую приспособили в его второй кабине, произносил текст - дубль за дублем.

Казалось, теперь в его творческой жизни наступит прорыв. Но этого не произошло: успех Быкова только еще больше настроил против него коллег и руководство. Следующей постановки ему пришлось ждать долгих четыре года, а после «Стариков» он перенес два инфаркта.

В 1976 году Леонид Быков приступил к съемкам своей второй картины о войне - «Аты-баты, шли солдаты». И именно в это время в его письмах друзьям станет появляться предчувствие неминуемой смерти. Его по-прежнему за прямоту и несгибаемость не переносило начальство, и буквально боготворили актеры, с которыми он работал.

Третий инфаркт Быкова застал его во время работы над фильмом «Аты-баты, шли солдаты». Съемки остановили, но меньше чем через месяц они продолжились. В первый же день после выписки Быкова из больницы в павильоне снимали сцену, в которой он исполнял акробатический трюк.

В 1978 году после успеха фильма «Аты-баты…» Быкову вручили Орден Октябрьской революции. И в этом же году он приступил к съемкам фантастической ленты «Пришелец», но так и не сумел закончить...

11 апреля 1979 года Леонид Быков возвращался на своей «Волге» с дачи под Киевом. Навстречу выскочил грузовик - смерть наступила мгновенно. Как бы там ни было, но сам Быков оставил мистическое ощущение от своего внезапного ухода. В письме-завещании он детально описал, какими видит свои похороны. «Никаких оркестров, Дома кино и надгробных речей. А то я встану и уйду – получится конфуз. Пусть кто-то один скажет слово «прощай», и все. Не надо цирка, называемого почестями. После этого выпейте, кто сколько может. А потом пусть 2-я эскадрилья врежет «Смуглянку» от начала и до конца». И именно по этому сценарию, строго соблюдая его волю, режиссера Леонида Быкова и проводили в последний путь.

Материал и фото предоставлены каналом «ТВ Центр» специально для «Эхо недели».

Вход для пользователей

Новый номер уже в продаже!

Реклама

Карта Железногорска

Погода в Железногорске

Яндекс.Погода