Городская информационно-аналитическая газета. 16+. ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ СТАРШЕ 16-ТИ ЛЕТ
20.11.2017

«Матильда» - событие из области искусства

Игорь
Андреев
корректор "Эхо недели"
О "Матильде"

Прошли премьерные показы «Матильды» - картины режиссёра Алексея Учителя о романтической любви будущего русского императора Николая II и балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской. Я посмотрел фильм дважды. Хочу поделиться тем, что увидел…

Николай
Будущего императора в фильме сыграл немецкий актёр Ларс Айдингер, известный по ролям Гамлета и Ричарда III. В его исполнении Николай - мужчина, умеющий влюбляться и любить, жаждущий счастья - и, вместе с тем, воспитанный в чувстве долга и традициях веры.
Герой Айдингера влюбляется в Кшесинскую во время её выступления на сцене театра - а затем добивается расположения. Он любит Матильду и хочет на ней жениться, но долг и вмешательство царской семьи лишают Николая права на любовь.

Матильда и Аликс
Роль невесты Николая исполнила немецкая актриса Луиза Вольфрам. А главная женская роль досталась польской актрисе Михалине Ольшанской.
Образ Матильды, созданный Ольшанской, близок характеристике героя Сергея Гармаша Александра III: «гордая, глаза горят…». Это решительная, уверенная в себе женщина с массой поклонников. И при этом - последовательная в своей любви к Николаю (пока тот окончательно не лишает её надежд).
Аликс - симпатичная и скованная (сказались кардинальные перемены в жизни - смена религии, страны проживания и т. д.). Плохо говорит по-русски, пока ещё не разбирается в тонкостях «загадочной русской души». Проигрывая Матильде в глазах Николая, пытается сохранить отношения и доброе имя…

Плюсы и минусы
В фильме есть ряд эффектных и важных деталей. Пример эффектной: обнажившаяся на сцене грудь приводит Кшесинскую в смятение; для женщины это неприятный конфуз - и Матильда собирается уйти. Но поняв, что таким образом капитулирует, принимает решение остаться - и продолжает танцевать. Прекрасная музыка Марко Белтрами оказывается здесь более чем уместной… Пример важной детали: в одном из моментов фильма Матильда оборачивается и дарит стоящему сзади Николаю соблазнительную улыбку. Получив ответную, Кшесинская отворачивается - и её выражение лица, полное волнения и радости, выдаёт искренность чувств. Она действительно влюблена в Николая, иначе, в тайне от него, наградила бы зрителя совсем другой гримасой…
Есть и ряд недостатков. Действие в фильме разворачивается поспешно, картине не хватает выдержанных пауз. Хочется, например, увидеть первое свидание Николая и Матильды в шатре более «растянутым». Кроме того, фильм упрощают банальные (а иногда - несуразные) реплики персонажей. Пытая героя Данилы Козловского графа Воронцова, немецкий врач-психиатр Фишель уверен, что тот ударил наследника из-за Матильды. «Но почему именно она?..» - вопрошает Фишель…

Чему учит фильм
Произведение искусства, на мой взгляд, не призвано быть объектом исторических, религиозных, политических споров… Оно должно рождать чувство художественного и эстетического наслаждения, а также - учить чему-то хорошему. Подпадает ли картина Алексея Учителя под эти критерии? В целом, да. Наслаждение (правда, больше эстетическое) я получил. Идею, при желании, тоже можно «нащупать» - для меня это неизбежность ошибки в условиях колоссальной ответственности. Думаю, эту ответственность, вслед за Николаем II, испытывал и режиссёр фильма. И не избежал ошибок. Но, в его случае, к счастью, - не роковых...

Игорь Андреев.

КОММЕНТАРИИ МОЖНО ОСТАВИТЬ ЗДЕСЬ.

Вход для пользователей

Реклама

Погода в Железногорске

Яндекс.Погода